Вражда никогда не изменяется: ученые отыскали свидетельства 10-тысячелетней битвы

Неподалёку от озера Туркана в Кении группа учёных под управлением Марты Миразон-Лар из Кембриджского университета нашла останки 27 охотников-собирателей, которые, судя по всему, стали жертвами самого раннего массового убийства, известного археологам на текущий момент. Ученые отыскали окаменелые кости 27 человек, в том числе 8 женщин и 6 детей, растерзанных отрядом нападавших с помощью стрел, дубинок и каменных лезвий приблизительно 10 тыс. лет назад.

В массовом захоронении было найдено восемь мужчин, восемь женщин и шесть детей. Черепа убитых оказались раздробленными, среди погибших старинного племени были несовершеннолетние и одна беременная женщина на позднем сроке беременности. Радиоуглеродный возраст окаменелостей составляет 10,5 тыс. лет. Результаты археологической экспедиции были размещены в журнале Nature, о них также коротко написали в издании The Guardian. Ученые также считают, что как минимум у четырех человек перед гибелью были связаны руки. Находка была сделана неподалеку от озера Туркана — в 30 километрах. Жертвы даже не были похоронены — тела просто выбросили в Турканское озеро. Кроме того, что недруги убивали мужчин, они также не жалели ни женщин, ни их детей.

Насилие было постоянной частью жизни первобытных людей, однако причины той войны горячо осуждаются историками. «Многое из того, что мы знаем о биологии человека подразумевает две стороны одной медали», — заключают учёные.

Фрагмент скелета