Ученые вывели самцов мышей с отсутствующей Y-хромосомой

Группа генетиков из соедененных штатов и Японии смогла отнять самца мыши мужской Y-хромосомы.

Проведя затяжное исследование, учёные установили, что сама хромосома не так уж и существенна для вырабатывания мужских половых клеток. Журнал Science обнародовал статью, в которой досконально рассказано об этом удивительном опыте.

Генная структура мышей устроена по тому же типу, что и человеческая — сочетание 2-х Х-хромосом определяет развитие организма по женскому типу, а Х и Y-хромосомы делают организм мужским. Поэтому тут особых манипуляций ученым не потребовалось — они просто «включили» ген Sox9, принудив его работать без участия Sry. В процессе опыта с самцами мышей они заменили у них Y-хромосому экспрессией (увеличением) этих генов.

Позже половые клетки самцов, выведенных так и владеющих только одной хромосомой, были использованы для оплодотворения яйцеклеток самок мышей. При всем этом ученые отмечают, что потомки родились здоровыми, самостоятельными и способными продолжать род уже без научного вмешательства.

Генетики сообщили, что этот эксперимент позволил выявить наличие в геноме как минимум одного «плана Б», который может показать себя при самых непредвиденных обстоятельствах. Но сейчас ясно, что геном, скорее всего, просто перейдет на использование «альтернативных методов формирования самцов», в связи с чем надобность в такой хромосоме отпадет.

Ученые вывели самцов мышей у которых отсутствует Y-хромосома